• Услуги ТПП РМ
  • Выставочная деятельность
  • Презентационная деятельность
  • Третейский суд при ТПП РМ
  • Ваше мнение
    

    Законопроект о федеральном бюджете на 2019-2021 годы обсуждается с участием ТПП России

    Новости ТПП РМ

    В Государственную Думу 29 сентября внесен проект федерального закона № 556362-7 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/556362-7).

    Основные характеристики федерального бюджета базируются на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года.

    Законопроект содержит основные характеристики бюджета:

    доходы в 2019 году – 19 969,3 млрд. рублей, в 2020 году – 20 218,6 млрд. рублей, в 2021 году – 20 978 млрд. рублей;

    расходы в 2019 году – 18 037,2 млрд. рублей, в 2020 году – 18 994,3 млрд. рублей, в 2021 году – 20 026 млрд. рублей;

    профицит в 2019 году – 1 932,1 млрд. рублей, в 2020 году – 1 224,4 млрд. рублей, в 2021 году – 952 млрд. рублей.

    Федеральным бюджетом предусматривается финансирование перспективных отраслей промышленности (станкостроение, автопром, медицинская промышленность, фармацевтика и др.), увеличение поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Бюджет планируется профицитным и балансируется при прогнозируемой цене нефти порядка 50 долларов за баррель.

    Кроме того, целью является повышение качества жизни населения и улучшение социальных и демографических показателей, что нашло отражение в системе 12 национальных проектов.

    Бюджет проходит экспертизу в системе ТПП РФ, однако уже сейчас можно выделить следующие основные замечания и предложения.

    1. Поддержка отечественной обрабатывающей промышленности и реального сектора экономики, на наш взгляд, должна осуществляться всеми инструментами финансово-промышленной политики и денежно-кредитной политики.

    Палата предлагает повышение субсидий производителям сельскохозяйственной техники до 15 млрд. рублей ежегодно на 2019, 2020 и 2021 годы. В проекте бюджета заложены средства в размере 2 млрд. рублей на субсидии производителям сельскохозяйственной техники, что не соответствует поручению Президента РФ В.В. Путина (от 28 марта 2018 года № ПР-517ГС) по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 1 февраля 2018 года и постановлению Государственной Думы (от 24 июля 2018 года № 4659-7).

    2. Необходимо последовательное увеличение капитализации Фонда развития промышленности на федеральном уровне. Фонд развития промышленности в настоящее время один из самых эффективных механизмов реализации промышленной политики в стране. Его капитализация составляет порядка 87,8 млрд. рублей. Им профинансировано более 280 проектов на 66,7 млрд. рублей, до конца 2018 года будут выданы новые займы российской промышленникам ещё более чем на 20 млрд. рублей (по ставке от 1 до 5 процентов).

    ТПП России высказывается за увеличение финансирования данного Фонда в рамках второго чтения.

    3. В настоящее время основным драйвером экономического роста во всем мире все больше выступают информационные технологии, напрямую связанные с открытыми и децентрализованными технологиями цифровой экономики. Однако объем рынка информационных технологий в 2017 г. в России составил всего 0,92% ВВП. В 2018 г. объем рынка информационных технологий ожидается лишь на уровне 0,93% ВВП, т.е. прирост за год всего на 0,01 процентных пункта.

    При этом большая часть объема российского рынка информационных технологий приходится на аппаратные средства (56,4%), в то время как на являющиеся приоритетными в индустриально развитых странах мировой экономики рынок программных средств – 19,4%, рынок услуг – 24,2%.

    Среди факторов, ограничивающих развитие всех продуктов рынка информационных технологий в РФ, следует особо выделить недостаточный спрос со стороны государства. Государственная поддержка, осуществляемая в рамках программы «Цифровая экономика», незначительна: в 2019 г. – 94,8 млрд. руб., в 2020 г. - 95,5 млрд. руб., в 2021 г. – 59,2 млрд. рублей.

    Этого, как считает ТПП РФ, недостаточно, чтобы решить проблемы, связанные с разработкой новых продуктов информационных технологий, развитием системы подготовки и повышения квалификации специалистов, обработки больших объемов данных, искусственного интеллекта, информационной безопасности и др.

    4. Можно отметить недофинансирование фундаментальной науки (менее 1 процента к ВВП) и образования в процентном отношении к ВВП. Для существенного повышения качества образования и прорывных научных достижений выделяемых средств недостаточно, поскольку устойчивое развитие экономики, как показывает мировой опыт, возможно при расходах на образование и науку не менее 5-7% ВВП.

    5. В соответствии пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить достижение цели по эффективному обращению с отходами производства и потребления.

    Промышленные предприятия не вправе размещать отходы производства на объектах размещения отходов (полигонах), не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечающих установленным требованиям (статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

    Оборудованных полигонов для размещения отходов недостаточно, причем в некоторых в регионах они отсутствуют.

    Для изменения ситуации в региональные программы обращения с отходами и в территориальные схемы по обращению с отходами субъектов Российской Федерации необходимо включить строительство полигонов для размещения отходов и определить ответственными за организацию этой работы органы власти субъектов Российской Федерации.

    Ожидается, что первое чтение проекта бюджета состоится 24 октября 2018 года.

    Полная версия аналитической записки доступна для скачивания по ссылке.